Неточные совпадения
Но сознание значения положительной, «
объективной» науки у меня очень возросло, особенно значения
истории, и в частности религиозной
истории.
Я не верю в твердость и прочность так называемого «
объективного» мира, мира природы и
истории.
Критическое, рациональное сознание хочет вогнать мистику внутрь, в субъективность, в переживание, в темный угол, не оставляя для нее места в
объективном, в Божьем мире, в
истории, в космосе, которые целиком отдаются во власть рациональности.
Только соборная, церковная мистика, которую я условно называю
объективной, имеет своей основой реальное преосуществление, обладает тайной связи с
историей, с преображением мира как сущего.
История есть, прежде всего, рождение человечества,
объективное время, наполненное рождениями, а потому и смертями, и внутренно связанное их последованием.
Наше понимание
объективного времени будет существенно различаться в зависимости, напр., от того, принимаем ли мы учение о перевоплощении душ, т. е. о неоднократном повторении жизни одних и тех же существ, или нет; далее, видим ли мы мистический центр мировой
истории в событии боговошющения или в чем-либо другом.
Объективное время содержит достаточное основание для порядка поколений и смены исторических народов, чем и определяется скелет
истории.
Свободный не должен сгибаться ни перед
историей, ни перед родом, ни перед революцией, ни перед какой
объективной общностью, претендующей на универсальное значение.
В этих воспоминаниях я держусь
объективных оценок, ничего не"обсахариваю"и не желаю никакой тенденциозности ни в ту, ни в другую сторону. Такая личность, как Луи Блан, принадлежит
истории, и я не претендую давать здесь о нем ли, о других ли знаменитостях исчерпывающиеоценки. Видел я его и говорил с ним два-три раза в Англии, а потом во Франции, и могу ограничиться здесь только возможно верной записью (по прошествии сорока лет) того, каким я тогда сам находил его.
Как автор романа, я не погрешил против субъективнойправды. Через все это проходил его герой. Через все это проходил и я. В романе — это монография, интимная
история одного лица, род «Ученических годов Вильгельма Мейстера», разумеется с соответствующими изменениями! Ведь и у олимпийца Гете в этой первой половине романа нет полной
объективной картины, даже и многих уголков немецкой жизни, которая захватывала Мейстера только с известных своих сторон.
Первые марксисты хотели опереться не столько на революционную интеллигенцию, на роль личности в
истории, сколько на
объективный социально-экономический процесс.
[Смысл слов «объект» и «субъект», «
объективное» и «субъективное» очень менялся в
истории философии.
У Н. Гартмана
объективный дух есть носитель
истории, объективированный же дух вводит в идеальное и вечное, что сбивает терминологию.
Немецкие философы признавали, что дух познается не в
объективной природе, а в
истории и культуре.
И именно
история более всего наводит на мысль о существовании
объективного, универсального духа.
История не есть раскрытие
объективного духа.
Это значит, что мир должен кончиться, что
история должна кончиться, что мир
объективный должен угаснуть и замениться миром существования, миром подлинных реальностей, миром свободы.
Но нужно сказать, что, хотя мир
истории и культуры ближе к экзистенциальному субъекту, чем
объективная природа, изучаемая физико-математическими науками, мир этот также объективирован и отвлечен от экзистенциального субъекта.
Дух воплощается в
истории, в исторических царствах и цивилизациях, в «
объективных» ценностях культуры.
Рассудочное просвещение, т. е. полупросвещение, бессильно раскрыть
объективный разум в общественной жизни,
объективные ее принципы, оно всегда благоприятно человеческому субъективизму, оно воспитывает неуважение к
истории и игнорирование природных основ общественной жизни.
Полупросвещение, классовая философия
истории объясняет все злой волей эксплуататоров и не способна познать те
объективные начала государственного, общественного и культурного бытия, которые возвышаются над всяким произволом людей.
А во мне уже разыгрывается подозрительность, что и этот мой собеседник тоже не чистосердечен и что он тоже не за докторов, а за запятую; но поговорили мы дальше, и на душе становится яснее: лавочник оказывается человеком совершенно
объективным и даже сам называет уже «
историю» глупостью и припоминает, что «эта глупость пошла словно с тех пор, как стал ходить порционный мужик».